«Лечение — это театр»
Зигмунд Фрейд

Дети с органическими поражениями ЦНС ввиду нарушений, как в двигательной, так и психической сферах долгое время (иногда годами) находятся в условиях ограниченных контактов с окружающей жизнью. Вследствие этого, их психофизическое развитие зависит не только от эффективности применяемых методов коррекции, но и возможностей самореализации в социальной среде.  Современные европейские и мировые тенденции предполагают перенесение коррекционной работы в социальную среду или, по крайней мере, создание условий, к ней приближённых. Перефразируем слегка З. Фрейда, «лечение — это игра». А игра — это моделирование жизни.

ТЕАТРОТЕРАПИЯ

130313-252-1

Народный аматорский театр-студия «Паростки»

Сочетая в себе возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Театр позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, художественно-эстетического воспитания, развития творческих способностей и личностного роста ребёнка. Игра в театре учит детей общению, сценической свободе, владению техникой движения и речи. В процессе вырабатываются все необходимые навыки и решаются личные задачи: освобождение от блоков, зажимов, комплексов, выход за собственные рамки.

Театротерапия способствует — развитию мыслительных и физических способностей, повышению самооценки, социально значимого опыта знаний, умений, социальной активизации, расширению круга общения и кругозора, гармонизации деформированной психики.

ЦЕЛИ ТЕАТРОТЕРАПИИ

  • развитие вербальной и невербальной коммуникации,
  • ослабление социальных фобий,
  • снижение социальной изоляции,
  • улучшение саморефлексии,
  • усовершенствование самодисциплины и чувства ответственности,
  • развитие креативности,
  • повышение самоуверенности,
  • способность овладения над своими эмоциями и др.

Из вышеизложенного, мы можем сказать о том, что сверхсознание (то есть идеальные представления о мире), сознание и подсознание — все эти области нашей психики глубоко взаимосвязаны, они оказывают друг на друга существенное влияние, а «применение» театротерапии повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех этих важнейших зон.

12593709_958942424142119_1232220902543038096_o

Народный артист, режиссёр-педагог, театральный терапевт Виталий Любота с актёрами театра-студии «Паростки»

Итак, мы обозначили приоритетные цели, на которые направлена театротерапия и какие задачи с ее помощью можно решить. Но что же делать если ребенок боится, стесняется выступать перед публикой…, и здесь, мы можем говорить о театротерапии – создание театра теней.

Использование театра, как средства терапии, помогает владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя, становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения.

Во время постановки надо включать легко адаптирующихся детей в совместные игры с детьми, с тяжелой степенью адаптации. Наблюдая за сверстниками, как другие мальчики и девочки реагируют на ту или иную ситуацию, дети, с тяжелой степенью адаптации расширяют свой поведенческий репертуар. Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение».

Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К. С. Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы».  С помощью детского «как будто бы» на занятиях с использованием театротерапии, дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения. С этой целью можно использовать сказки, например, сказки устного народного творчества, можно и самим написать сказку.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Театротерапия рекомендована при — ДЦП, РДА, ЗРР, ЗПРР, ЗПМР, СДВГ, синдроме Дауна, Ретта, а также других неврологических расстройствах. Этот метод эффективен в работе с детьми, которые имеют проблемы с воспитанием, вниманием и социальным взаимодействием.

Театротерапия может быть использована для организации как развивающей, так и коррекционно-развивающей работы эмоциональной и когнитивной сферы дошкольников и школьников, находящихся в сложной жизненной ситуации. Данная технология может использоваться психологами, педагогами и работниками специализированных центров, занимающихся проблемой адаптации.

Использование техник театротерапии в программе коррекционно-развивающей работы по коррекции дезадаптации дошкольников, ведет к повышению эффективности в работе с детьми, с тяжелой и средней степенью адаптации, а также в ее профилактике.