«Лошади изменяют жизни. Нашим молодым людям они придают чувства уверенности и самоуважения. Беспокойным душам предоставляют мир и спокойствие. Они дают нам надежду!»
Тони Робинсон

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРАПИИ С УЧАСТИЕМ ЛОШАДЕЙ

История развития человечества уже более 5 тысяч лет неразрывно связана с лошадью. Об этом напоминают наскальные рисунки в пещерах или раскопки лошадиных костей у древних стоянок наших предков. Лошадь и кормила человека, и сопровождала в войнах и походах, помогала в хозяйстве, торговле, перемещении, развлекала в цирке, на народных игрищах, способствовала проявлению силы и ловкости в гонках колесниц и рыцарских сражениях, таскала в шахтах тележки с углем и помогала в лесозаготовке. Лошади были запечатлены в искусстве, легендах и сказаниях, мифологиях греков, кельтов, персов и арабских народов, как почитаемые животные и считались божими посланниками между духовным и материальным мирами. Лошадь символизировала свободу, руководство, силу, красоту, исцеление, плодородие, как физические, так и духовные путешествия.

Также давно известен феномен терапевтического влияния лошадей на людей с заболеваниями различного характера и сложности, с инвалидностью или подвергшихся сильным психосоциальным испытаниям. Так, терапевтическая верховая езда применялась для лечения различных заболеваний даже в древние времена – ещё в 5 году до н. э. История знает множество таких примеров. Античный врач Гиппократ утверждал, что больные и раненые поправляются быстрее и успешнее, если занимаются верховой ездой. Он отмечал, что верховая езда, кроме общеукрепляющего, обладает ещё и благотворным психологическим воздействием, и поэтому советовал заниматься ею меланхоликам, чтобы она освобождала всадников от «тёмных мыслей» и привлекала мысли весёлые и ясные. Особое значение учёный придавал положительному влиянию «ритмичного и плавного» движения лошади на шагу.

К сожалению, позднее, эти IMG_9014замечательные возможности верховой езды были преданы забвению, хотя время от времени в трудах некоторых учёных и медиков эпохи Средневековья и Эпохи Возрождения можно было найти упоминания о замечательных возможностях верховой езды как лечебного и восстанавливающего силы фактора. В трактате самого яркого представителя французского Просвещения, философа и учёного Дени Дидро, вышедшем в свет в 1751 г: «О верховой езде и её значении для сохранения здоровья и его обретении снова», записано: «в каждую эпоху считалось признанным, что физические упражнения являются наиболее надёжным и эффективным способом поддержания пошатнувшегося здоровья. И среди физических упражнений, обладающих столь прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также предупреждать их, при первых же проявлениях». Особо рекомендовалась верховая езда женщинам, как наиболее подверженным нервным заболеваниям.

В 1878 году американский доктор Дюран в своей книге «Верховая езда с медицинской точки зрения» рекомендует верховую езду более других форм упражнений из-за её влияния на циркуляцию крови, систему пищеварения и умственные способности.

Позднее, в XVIII-XIX веках, терапевтическая верховая езда стала понемногу возрождаться, и наиболее интенсивное развитие и признание получила в последние 30-40 лет ХХ столетия, заявив о себе, почти одновременно, в большинстве развитых стран – Германии, Великобритании и Франции, Польше, Испании и Италии, США и Канаде, Австралии, Японии, странах Латинской Америки и многих других.

Верховую езду стали целенаправленно использовать в качестве средства, благотворно влияющего на настроение и состояние здоровья всадников, страдающих различными заболеваниями и последствиями травм. Специалисты большинства стран довольно быстро пришли к единодушному мнению о высокой эффективности иппотерапии в качестве лечебного и реабилитирующего средства, особенно в детской практике, при самых тяжелых недугах и их последствиях – таких, как детский церебральный паралич, полиомиелит, олигофрения различного происхождения (в т. ч. синдром Дауна), шизофрения, ранний детский аутизм, многие генетические заболевания, сенсорные расстройства и многое другое.

Первые организации, продвигающие верховую езду для терапевтических целей были основаны в середине XX века. Благодаря достижениям наездницы и мастера выездки Лиз Хартел из Дании целительное влияние верховой езды при нервно-мышечных расстройствах стало известно общественности. Хартел довелось пережить полиомиелит во время тяжелой эпидемии в Скандинавии в 1940 году, что привело к парализации ног. Она смогла реабилитироваться благодаря верховой езде и дважды выиграть серебро на Олимпийских играх по выездке в 1952 и 1956 годах. Тогда же в Осло и Копенгагене были основаны и первые центры, где верховая езда стала иметь терапевтический характер, для лечения детей с такими нарушениями, как полиомиелит и церебральный паралич.

В 1974 году в Париже состоялся первый международный конгресс по терапевтической верховой езде. 6 лет спустя, в 1980 году, была основана Международная федерация верховой езды для инвалидов в целях содействия международному сотрудничеству в данной области (HETI). Получив развитие в Германии, Австрии и Швейцарии, иппотерапия была представлена в 1980 году в США (American Hippotherapy Association). В конце 1980х годов программы по терапевтической верховой езде уже существовали в Австралии, Канаде, Бельгии, Франции и Италии.

Пока иппотерапия и терапевтическая верховая езда завоевывали признание, идея включения лошадей или любых других видов животных в психотерапию оставалась во многом неизученной. В своих ранних изданиях, американский психотерапевт Борис Левинсон (1961), описывает использование собак как терапевтических посредников в консультировании с детьми, основываясь на личном опыте в этой практике. В своей книге «Детская Психотерапия, Ориентированная на Домашних Животных» Левинсон приводит примеры способов, при которых животные могут усиливать эффект терапии. Эти публикации обычно считаются первыми целенаправленными описаниями животных как котерапевтов в психотерапии.

Возросший интерес к психотерапевтическому эффекту терапевтической верховой езды и включением лошадей в психотерапевтические услуги привело к созданию в 1996 году в США Ассоциации по фасилитации психического здоровья лошадьми (Equine Facilitated Mental Health Association). Тогда же появляются научные издания и публикации с описанием терапевтических техник, где ассистентом выступает лошадь, группа лошадей или пони. Последние 10 лет, основываясь на множестве личных, иногда анекдотических, примерах, интерес к данному альтернативному виду терапии всё больше возрастает. Одновременно, развитие стандартов безопасности, их утверждение и внедрение через формальные процедуры аккредитации минимизируют риски, возможные в этом виде деятельности.

Последние обзоры исследовательских работ в области иппотерапии были проведены Бронсом (2010), Шнайдером и Штербом (2007), Задникаром и Кастрином (2011). В 2009 Селби предоставил обширный обзор исследований, где лошадь является частью терапевтического лечения. Выводы, которые можно сделать из обзоров обеих областей – это то, что терапия с участием лошадей, как иппотерапия или как психотерапевтическое лечение, подаёт надежды как стратегия в лечении, но необходимо больше доказательств в пользу их клинической эффективности.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Стандартизованная терминология или, хотя бы, чёткое определение терминов, важны, не только для проведения исследований и международного общения, но также для практикующих врачей, клиентов и страховых компаний.

Терапия с участием лошадей (Equine-Assisted Therapy – EAT) – это зонтичный термин для различных форм терапии, таких как физиотерапия, трудовая терапия, логотерапия или психотерапия, в которых лошадь является членом терапевтической команды. Терапия включает в себя различные активные физиотерапевтические упражнений на лошади и рядом с ней.

Так,  например,  Международная ассоциация специалистов терапевтической верховой езды (Professional Association of Therapeutic Horsemanship International – PATH Int.) предлагает следующее определение: «терапия с участием лошадей – это терапия, сочетающая в себе деятельность с участием лошади и/или в окружении лошадей, цели которой соотносятся с потребностями пациента и медицинскими стандартами практики».

img_9414Данная дисциплина активно формируется и развивается во всем мире.  В настоящее время существует множество международных ассоциаций, занимающихся терапией с участием лошадей: PATH Int., Horses Help, HETI, EAGALA, FRDI. Так, например, Международная Федерация Образовательной и Терапевтической Верховой Езды (Federation of Horses in Education and Therapy International – HETI) насчитывает специалистов в 49 странах, а число образовательных программ, предлагающих занятия, неуклонно растёт. На сегодняшний день, исследования данного альтернативного вида лечения сконцентрированы на преимуществах для физического состояния пациента, а также во время реабилитации или для коррекции состояния при неврологических заболеваниях. Основное внимание исследований сфокусировано на иппотерапевтическом эффекте, и в основном, на реабилитационном – при физических ограничениях и двигательной дисфункции.

Другие направления в этой терапии, получившие меньшее внимание исследователей – это терапевтическая верховая езда (therapeutic horseback riding — THR), терапевтическая езда в упряжке и управление ею (therapeutic carriage driving — TCD), обучение с участием лошадей (equine facilitated experiential learning — EFEL), психотерапия с участием лошадей (equine-facilitated psychotherapy – EFP). Первые два вида и вольтижировка используют опыт индивидуальных или групповых занятий по управлению животным на земле или в упряжке, с ориентацией на психосоциальное влияние деятельности и согласно состоянию здоровья человека или исходя из его инвалидности. Обучение с участием лошадей (EFEL) и психотерапия с участием лошадей (EFP) – деятельность верхом или на земле в индивидуальной или командной работе, основанная на философии, которую участники не изменяют, при условии, что она не вызывает у них дискомфорт.

Некорректное использование терминов оказывается особенно серьёзным, когда возникает путаница в описании деятельности с участием лошадей, которая может быть определена, как терапия, на законном основании, и такая, которая – нет. В широком понимании, терапевтические сеансы с участием лошадей, которые проводятся специалистами без лицензии и определенного обучение в области терапии с лошадьми, не могут считаться терапией с участием лошадей, и человек, проводящий сеансы, не должен позиционировать их таким образом.

Деятельность, включающая в себя участие лошадей, которая не может считаться терапией, является образовательной на природе. Она проводится специалистами, которые прошли дополнительный тренинг, как проводить обучение, коучинг сессии или семинары по развитию навыков сотрудников, с участием лошадей. Эти занятия отличаются от занятий верховой ездой тем, что основная цель сессии – это развитие жизненных навыков и личностный рост в результате взаимодействия с лошадьми или пребывания в их окружении.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПИИ С УЧАСТИЕМ ЛОШАДЕЙ

Биофилия [1]

Гипотеза биофилии определяется как внутреннее стремление человека фокусироваться на других живых существах и природных процессах (Вильсон, 1984). Это не значит, что у людей присутствует от природы любовь к животным, но то, что внимание к и знание о подсказках окружающей среды всегда играло важную роль в развитии человечества (Крюгер и Серпел, 2010). Существует огромное количество данных, подтверждающих эффект по снижению стресса при простом созерцании пейзажа или движения животных в спокойном состоянии. Другими словами, события, происходящие в природе, могут ассоциироваться у людей с чувством защищенности или опасности. Гипотеза биофилии иногда используется в поддержку того мнения, что малоинтенсивное взаимодействие с расслабленной лошадью может иметь успокаивающий эффект, но более вероятно, что другие факторы, такие как использование ритмических прикосновений, могут иметь более сильное влияние на снижение возбуждения у клиента. Но требуется больше исследований относительно влияния взаимодействия с лошадьми на нейробиологию.

Прикосновение

Использование прикоснimg_0418овение распространено в физической и телесно-ориентированной терапии, но считается спорным в психотерапии (Фелан, 2009). Несмотря на это, телесное прикосновение считается важной составляющей частью для получения человеком опыта. Специалисты, практикующие терапию с участием лошадей, часто отмечают, что тело лошади с большой площадью контакта, представляет много возможностей для прикосновения. Физическая близость с лошадью может предоставлять не представляющую угрозу для жизни возможность прикосновения для клиентов, имеющих опыт жестокого обращения. Соколов (2009) представил случай из практики, когда клиент через сенсорное исследование покрова лошади, смог обрести снова связь со своим физическим Я. Брукс (2006) отмечает как лошадь может предоставить клиенту опыт присутствия в безопасном окружении. Она также говорит о том, как использование прикосновений к животному клиентом, может быть частью диагностической оценки.

Терапевтическая среда

Окружение, в котором осуществляется терапия с участием лошадей, считается важным элементом при лечении.

Основываясь на личном опыте лечения, Халберг (2008) предполагает, что территория конюшни может способствовать более легкому раскрытию мыслей и чувств у клиента. Ханна (1999) предполагает, что существует высокая вероятность самораскрытия у дерзких и агрессивных подростков в окружающей среде вне офиса терапевта. В отличие от традиционной терапевтической обстановки, окружение, в котором осуществляется терапия с участием лошадей, усиливает сенсорную стимуляцию через множество взаимодействий с природным окружением.

Движение

Движение является неотъемлемой частью любой терапии с участием лошадей, не смотря на фокус в лечении на физической и психологической составляющей. В иппотерапии, движение контролируется и управляется в соответствии с целями лечения и является центральным в стратегии лечения. Движение также присутствует в терапии с участием лошадей для психически больных пациентов как в работе верхом, так и на земле с лошадью. Кроме физических преимуществ упражнений на лошади или рядом с ней, исследования свидетельствуют о благотворном влиянии физической активности на состояние депрессии.

Отношения

Главная особенность терапий с участием лошадей – это возможность для клиента сформировать отношения с живым существом, отличным от человека. В физической терапии, дополнительные социальные и эмоциональные аспекты, порождаемые отношением с лошадью, могут способствовать более радостному и динамическому протеканию сеанса лечения для клиента. В терапии с участием лошадей для психического здоровья, наблюдение за отношениями между человеком и лошадью, является центральным аспектом в лечении. Также существует мнение, что животные могут ассистировать в установлении раппорта между клиентом и терапевтом.

Мотивация клиента в терапии

Как в физической, так и психологической терапии существует проблема отсутствия мотивации у клиентов проходить лечение. Надо отметить, что именно лошадь является основным мотиватором для пациентов при принятии решения о прохождении терапии.  Уже также доказано, что иппотерапия повышает мотивацию у детей принимать участие в логопедии. Кроме этого, существует теория, что присутствие лошади может помочь клиенту справляться с физической и эмоциональной болью во время терапевтического сеанса, что способствует повышению мотивации в принятии участия. Например, лошадь может отвлекать внимание от некомфортных физических переживаний (клиент гладит лошадь в то же самое время, когда растягивается при иппотерапии), или быть источником тепла и поддержки, без осуждения (клиент ложится или облакачивается на лошадь, когда делится травматическими переживаниями во время психотерапии).

ПРАКТИКА

Лошади, как нехищные по своей природе животные, в терапевтическом процессе, предоставляют уникальные возможности, в сравнении с хищными сородичами. Основное терапевтическое влияние – это связь человека и лошади и множество потенциальных ролей, которые могут играть лошади в таких отношениях и в развитии психосоциальной и биоэнергетической сферы человека. Некоторые элементы, которые привносят с собой в терапевтическое пространство лошади – это сотрудничество, выдержка и терпение, готовность, восприимчивость и, после тысячелетия одомашнивания, ориентацию на человека.

Как и лошади, люди зачастую остаются в болезненных ситуациях и бегут или прячутся от давления. В обеих моделях EFEL и EFP, упражнения с участием лошади генерируют переживания состояния «здесь и сейчас», которые доступны наблюдению для фасилитатора или терапевта и клиента, и они предоставляют возможность экспериментировать с когнитивной, эмоциональной, поведенческой и сенсорной модуляцией и их регулированием. Данные пять видов деятельности с участием лошадей используются как комплементарная и вспомогательная терапии для охвата более широкого диапазона состояний здоровья и инвалидности, а также для поддержки более широкого круга терапий, чем иппотерапия.

Благодаря уникальности природы этого подхода лечения, работники здравоохранения с различной философией взглядов, образованием и накопленным опытом работы в различных дисциплинах считают, что включение лошадей в клиническую практику могут оказывать благотворное влияние. Следует отметить, однако, что, несмотря на то, что воздействия с участием лошадей, могут быть терапевтическими, само присутствие лошадей в сеансе терапии не является клиническим определением терапии. В терапевтических целях, лошади участвуют в качестве агентов изменений, для содействия процессу усиленного биопсихосоциального развития, внутреннего роста и обучения.

Терапия с участием лошадей применяется для всех возрастных и культурных групп, в работе с семьями и группами, без учёта гендерных различий. Данный метод восстановления используется для решения проблем, связанных с н
еизлечимыми заболеваниями, сопутствующими хроническими пороками развития и в состоянии здоровья, при поведенческих проблемах и проблемах концентрации внимания, при наркотических зависимостях, расстройствах пищевого поведения, депрессии, проблемах в отношениях и при посттравматических стрессовых расстройствах. Успешно применяется в мире для реабилитации молодёжи в группе риска, людей с травмами головного мозга, престарелых людей и с домашним уходом, в реабилитационных центрах для алко- и наркозависимых, психиатрических больницах, приютах для престарелых или безнадёжных пациентов, в больницах и тюрьмах.

Теоретические и клинические направления с участием лошадей состоят из: теории о предоставлении полномочий и расширении прав и возможностей у заинтересованных в выполнении мероприятий участников, модели представлений о здоровье, модели паллиативной помощи, теории дуального представления, теории восстановления когнитивных функций, реабилитологии, когнитивно-поведенческой терапии, гуманистические и трансперсональные модели, а также психодинамические терапии.

Включение лошадей в план лечения, по своей природе, может быть привлекательным и востребованным для потенциальных клиентов, но не всегда доступно в лечебных центрах или лечебных кабинетах.

Качество терапевimg_8499тических отношений — наиболее значимый фактор для успешности результатов вмешательства; лошади могут способствовать установлению этих отношений. Например, упражнения, используемые в EFP – это задачи по решению проблем в непривычной обстановке и которые позволяют не только клиенту, но и терапевту, увидеть ситуации в новом свете, что невозможно в традиционной терапевтической обстановке. Главным образом, работа основана на наблюдениях, а не лишь на том, что сказано. Иногда скрываемые эмоции или скрытые переживания всплывают в такой обстановке, когда клиент активно участвует в решении проблем «под рукой». Каждое действие сопровождается временем для его проработки, когда клиенту предоставляется возможность связать то, что произошло на сессии с его или ее внутренним состоянием.

Терапия с участием лошадей должна рассматриваться не как обособленный или изолированный подход, а как стратегия для практикующего врача или терапевта, используемая им в рамках его теоретического направления.

Занятия, которые проводятся верхом на лошади или рядом с ней на земле, выбираются таким образом, чтобы способствовать достижению целей терапии, обозначенные специалистом в области его компетенции (психиатрии, логопедии, реабилитологии и др.) и клиентом.

Занятия могут быть индивидуальными, групповыми, семейными или в паре. Могут также включать в себя чистку лошади (груминг), хождение рядом или ведение за чембур, наблюдение за стадом и поведением лошадей в нём. Занятия могут также иметь игровой формат или творческий – разукрашивание красками тела лошади, например.

Терапевт также обязан уметь обращаться с лошадью, понимать её язык и повадки, диагностировать её состояние здоровья для того, чтобы иметь возможность обеспечивать безопасность своей работы и клиента.

Несмотря на то, что изучение повадок лошадей может быть частью терапии, оно не является главным во взаимодействии клиента и лошади. Интерпретация клиентом его взаимодействия с лошадью считается гораздо важнее, чем понимание поведения животного, как такового, так как может предложить понимание того, как клиент воспринимает себя и других. Терапевт может использовать метафорические высказывания и обобщения при фасилитации, чтобы помочь обобщить опыт клиента на всю его последующую жизнь.

 

[1] Биофилия – согласно Эриху Фромму, свойство личности, ориентированное на любовь к живому и на созидание. Противоположное понятие — некрофилия.