«Движение может заменить любое лекарство, но ни одно лекарство в мире не заменит движения»
Ж. Тассо

Кинезиотерапия, или кинезитерапия — область физической реабилитации, в которой в качестве основного лечебного средства используются движения. Основные направления в кнезиотерапии — это лечение положением, массаж, активно-пассивная гимнастика. Кинезитерапия оказывает положительное влияние на повышение жизненного тонуса организма и на весь организм и здоровье в целом.

Нейрокинезиотерапия также дает особенно положительные результаты у детей с врождёнными или приобретёнными поражениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

img_9583

Нейрокинезиотерапия для детей с ДЦП по программе «Рука-Мозг», лагерь «Берёзка», с. Тютьки, Винницкая обл., август 2016 г.

Программа кинезитерапии  для детей направлена на:
• Устранение нарушений опорно-двигательного аппарата
• Коррекция и оздоровление всего организма
• Устранение нарушения обмена веществ
• Нормализацию состояния вегетативной нервной системы
• Формирование здорового образа жизни
• Улучшения настроения и самочувствия
• Гармонизацию физического развития

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ КИНЕЗИТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Помогает при отклонении позвоночного столба — сколиозе и лордозе, снова научиться нормально ходить после хирургической операции на ноге, при переломе, или уменьшить боль, воспаление или контрактуру. Упражнения, рекомендованные кинезитерапевтом, или пассивные манипуляции, выполняемые на теле ребенка, позволяют избежать анкилоза (онемение, делающее невозможным движения) из-за слишком долгого пребывания в лежачем положении. Кроме того, тепло и массаж уменьшают напряжение, облегчают боли и спазмы мускулов.

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ КИНЕЗИТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

При наследственных или приобретенных неврологических повреждениях, нарушения тонуса или движений могут привести к ненормальному давлению на позвоночник или конечности. Кинезитерапевт ограничивает или снимает деформации, которые могли бы произойти через некоторое время. Занятия также позволяют после острого заболевания ускорить неврологическое восстановление при помощи упражнений, которые подбираются в соответствии с возможностями ребенка. Мы применяем комплексные методики лечения, направленные на эффективную коррекцию дисфункции опорно-двигательного аппарата.

ОБЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИТЕРАПИИ НА ЗДОРОВЬЕ

Дети меньше болеют простудными заболеваниями, реже жалуются на боли и недомогание, с энтузиазмом посещают занятия, более активно себя ведут. Это особенно важно на фоне возрастающего уровня гиподинамии и психических перегрузок, негативно сказывающихся на здоровье. После прохождения курса кинезитерапии, дети отмечают, что над чувством усталости преобладает чувство уверенности в себе и своих силах и возможностях.

МАНУАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Детская мануальная терапия широко применяется во всемирной практике. Наши доктора и мануальные терапевты прошли обучение и работают в институтах здоровья в Европе — Австрии и Словакии, их специализация — детская неврология.

Показания к мануальной терапии у детей:
• Детская кривошея, неправильное развитие позвоночного столба у грудничков
• Сколиоз и кифоз, остеохондроз у детей старшего возраста
• Сколиоз и неправильная осанка у детей школьного возраста, подростков
• Родовые травмы у грудничков
• Наследственные заболевания опорно-двигательного аппарата
• Травмы и вывихи в среднем детском и школьном возрасте
• Заболевания суставов
• Заболевания внутренних органов
• Мышечная патология

Сразу же после постановки окончательного диагноза необходимо начинать сеансы мануальной терапии, чтобы не допустить развития и прогрессирования заболевания или патологического состояния.

Юный и даже грудной возраст ребенка – это наилучшее время для решения проблем с позвоночником или суставами! Так как в детском возрасте повышенными являются компенсаторные способности, а также механизмы приспособления организма. Поэтому эффективность мануальных процедур у детей, в отличие от взрослых, возрастает в несколько раз. Кроме этого, такое благотворное влияние возможно еще и благодаря тому, что у детей в юном возрасте еще не сформировался окончательно скелет, он является мобильным и податливым к внешнему влиянию. Это позволяет мануальному терапевту без применения медикаментозных и слишком агрессивных методов лечения устранить заболевание и восстановить правильную осанку ребенка.

img_9445

Нейрокинезиотерапия для родителей детей с ДЦП по программе «Рука-Мозг», лагерь «Берёзка», с. Тютьки, Винницкая обл., август 2016 г.

Помимо этого, мануальная терапия способна помочь подросткам, которые страдают от быстрого роста. В подростковый период костная ткань может расти очень быстро, но за ней попросту не поспевает мышечная, что приводит к сильным болям. И только мануальное воздействие может сделать мышцы более эластичными и податливыми, что избавит ребенка от боли. Если вовремя не провести такое лечение, у ребенка может развиться сколиоз, а далее остеохондроз и даже появиться межпозвоночная грыжа. Но и в серьезных случаях мануальная терапия в состоянии помочь. Если в тканях не обнаружен воспалительный процесс и нет других противопоказаний, то мануальные приемы помогут поставить на место позвонки, межпозвоночные диски и втянуть грыжу обратно. В случае появления грыжи пациенту показано лечебное вытяжение позвоночника наряду с другими мануальными процедурами. Благодаря вытяжению в позвоночнике создается антидавление, которое всасывает грыжу обратно в месторасположение межпозвоночного диска. Это уменьшает проявления боли и ликвидирует их причину.

МАССАЖ

Мы предлагаем различные виды детского массажа, назначающегося как в оздоровительных, так и в лечебных целях. Массаж выполняется по назначению лечащего врача. Во время массажа улучшается общее состояние ребенка, нормализуется аппетит, сон, восстанавливается работа внутренних органов.

Показания к массажу:
• С целью укрепить здоровье ребенка
• Пониженный или повышенный мышечный тонус (гипотонус, гипертонус)
• Мышечная кривошея у ребенка
• Нарушение осанки, сколиоз
• Детская косолапость, плоскостопие
• Дисплазия тазобедренных суставов.

Важная составная медицинского массажа, обычно известная лишь специалистам, — его рефлекторное и гуморальное воздействие. В первую очередь массаж оказывает воздействие на центральную и вегетативную нервную систему. Во время массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставных сумок, связок и стенок сосудов. Затем импульсы, вызванные этим раздражением, передаются в центральную нервную систему и достигают соответствующих участков коры головного мозга. Там возникает общая сложная реакция, вызывающая функциональные изменения в организме. Таким образом, с помощью массажа можно управлять функциями различных органов.

Кроме этого, под влиянием массажа в коже образуются и поступают в кровь биологически активные вещества, тканевые гормоны, при помощи которых происходят сосудистые реакции, передача нервных импульсов и другие процессы. Под влиянием массажа происходит быстрое образование гистамина и ему подобных веществ, разносящихся током крови и лимфы по всему организму и оказывающих благотворное влияние на сосуды, внутренние органы и системы. В частности, действуя на надпочечники, гистамин вызывает повышенное выделение адреналина. Другое соединение, ацетилхолин выступает в роли активного посредника при передаче нервного сигнала с одной нервной клетки на другую, создавая тем самым благоприятные условия для деятельности скелетной мускулатуры, а также способствует расширению мелких артерий и улучшению дыхания.

Все это в очередной раз доказывает, что с помощью массажа мы задействуем нашу «внутреннюю аптеку». Массаж помогает нам справиться с проблемами здоровья без лекарств, при помощи собственных резервов организма. Массаж — мощный инструмент в руках специалиста, позволяющий влиять на состояние пациента.


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей. Занятия ЛФК направлены на мобилизацию всех двигательных возможностей, с целью восстановления функции пораженных мышц, коррекции дефектов моторики для оптимального формирования основных локомоторно-статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук.

Показания к ЛФК:
• Недостаточный мышечный тонус
• Различные заболевания внутренних органов
• Врожденные или приобретенные пороки сердца
• Аномальное артериальное давление
• Заболевания органов дыхания и сердечнососудистой системы
• Патологии развития органов пищеварения и другие.

Лечебная физкультура для детей стимулирует деятельность организма в целом, вне зависимости от того, на какую часть тела направлено воздействие. Благодаря ЛФК усиливается обмен веществ, затухают воспалительные процессы, нормализуются все функции организма, ускоряется процесс заживления ран, улучшаются возможности ребенка к адаптации и повышается естественная сопротивляемость организма.

НЕЙРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП, ЗПР, РАС

img_9427

Уникальный тренажёр для детей с ДЦП, разработанный доктором Смоляниновым, автором программы «Рука-Мозг»

Набор специальных упражнений, позиций, поз, адресно воздействующих на головные и спинальные нервные структуры, можно характеризовать как нейрокинезитерапию. Упражнения имеют рефлексозапрещающий эффект, устраняют и предупреждают мышечные контрактуры, постепенно выравнивают мышечный тонус и создают близкие к физиологии синергии, призваны создать биомеханическую и нейродинамическую базу для различных движений. Весьма существенным отличительным признаком нейрокинезитерапии является большое количество повторений одного и того же упражнения. Основное время тренировок на этом этапе используется для укрепления мышц-разгибателей (шеи, спины, верхних и нижних конечностей).

Основным приемом из арсенала нейрокинезитерапии является замкнутая кинематическая цепь (ЗКЦ). Применение приемов ЗКЦ позволяет снизить тонус мышц, заинтересованных в патологической синергии и одновременно повысить тонус их антагонистов. Таким образом, происходит предупреждение (или разрушение) схемы: «патологическое действие рефлексов — патологические синергии — мышечные контрактуры — костные деформации» одновременно на всех уровнях.

Контрактуры и деформации при ДЦП это те изменения, которые именуются «вторичными», то есть — приобретенными в процессе роста кости на фоне неравномерного распределения мышечного тонуса. Эффективное предупреждение развития (устранение) контрактур определенных мышц при расстройствах мышечного тонуса возможно только посредством включения в упражнение всех звеньев кинематической цепи с одновременным укреплением мышц-антагонистов укороченным. Таким образом, единственным адекватным клинике ДЦП способом заставить работать одновременно мышцы-антагонисты: сгибатели-разгибатели, пронаторы-супинаторы является замкнутая кинематическая цепь. Именно эта особенность данного приема создает эффективное препятствие для формирования типичных при ДЦП контрактур.

Учитывая все сказанное, мы приходим к естественному выводу: для успешной борьбы с контрактурами при ДЦП необходимы не пассивные «разработки» суставов, а «движения». Как правило, это комплекс из двух-трех упражнений, в которых моделируются условия ЗКЦ. Особое внимание необходимо обращать на ведущее звено в патологической цепи.

Выполнения упражнений в условиях ЗКЦ эффективно решаются задачи выравнивания мышечного тонуса, погашения действия патологических синергий и создания биомеханического фона для всех основных движений, определяющих, как физическое, так и психическое развитие ребёнка.

Более подробно о нейрокинезиотерапии можно узнать, ознакомившись с программой «Рука — мозг», А. Г. Смолянинова

Анатолием Григорьевичем Смолянинов — это признанный врач-реабилитолог, автор метода нейрокинезитерапии, руководитель программы «Рука — мозг», специалист с многолетним опытом работы в области психофизической коррекции нарушений развития у детей с ДЦП.

На вопрос в чём принцип методики «Рука — мозг», А. Г. Смолянинов отвечает

«Её особенность в использовании естественных природных законов биомеханики. Если мозг не может подавать сигналы телу, то мы подаем такие сигналы мозгу через движение, и он постепенно начинает включаться в работу».

Его методика помогает при спастических формах ДЦП, гиперкинезах, удивительным образом имеет положительное влияние на аутистов.

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

• Нормализация тонуса мышц,
• Подавление усиленного проявления позно-тонических реакций
• Содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов
• Предупреждение и активное преодоление патологических установок конечностей, вызывающих деформацию в суставах
• Восстановление мышечного чувства, «схемы тела», пространственных представлений
• Коррекция нарушения статики и локомации, постепенное восстановление равновесия тела, опороспособности конечностей, развития координации.

Кинезотерапия включает в себя методики, способствующие релаксации, расслаблению спазмированных мышц, подготовки их к активному движению, и методики, способствующие развитию движений, формированию отсутствующих двигательных навыков у больных ДЦП.

Общие принципы для всех методик ЛФК при ДЦП:
• Регулярность, и систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики
• Строгая индивидуализация упражнений в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием
• Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

НЕЙРОКИНЕЗИОТЕРАПИЯ ПРИ АУТИЗМЕ

Своеобразие психики лиц с аутизмом заключается в том, что одновременно с достаточно развитыми процессами на разных координационных уровнях, отдельные психические функции остаются несформированными. Аутизм проявляется в различных формах в зависимости от уровня развития.

img_9363Так, в связи с руброспинальным уровнем (уровень преднастраивания организма), можно говорить о том, что у аутистов имеются существенные нарушения тонической регуляции, чувства равновесия (особенно динамического), а также глубинной (протопатической) чувствительности.

Нарушение тонической регуляции влияет на активность всего организма, целостность его тонического отклика на внешние стимулы. Расстройства тонуса обуславливают нарушения в регулятивной сфере (напряжение, отсутствие телесной активности, силы, мобильности, готовности к определённому действию, тактильной коммуникации, телесного сознания себя, двигательные стереотипии); когнитивной сфере (дефекты восприятия и принятия окружающего мира и самого себя, узость внимания, гиперфокус на внешних или внутренних стимулах, низкая познавательная активность, отсутствие доверия к миру) и эмоциональной сфере (эмоциональная атония, тревожность, страхи, агрессивные и аутоагрессивные проявления, аутистические защиты).

Такие системные расстройства при аутизме обусловлены нарушением обратной связи, при этом страдает как афферентация (ограниченные возможности аутистов воспринимать всю полноту окружающего мира, так называемый «сенсорный голод»), так и эффекторика (непоследовательность их ответных действий, отсутствие мотивации к отклику на обращение других людей).

Сейчас существуют три основных взгляда на возникновение аутизма: биологический, социокультурный и психологический. Сторонники биологического аспекта обращают особое внимание на мозжечок. У людей с аутизмом в раннем детстве возникают аномалии в этой части головного мозга. Ученые считают, что мозжечок помогает человеку быстро направлять внимание на определенный объект. При его поражении наблюдается отсутствие фокусировки внимания, понимания словесных намеков, мимики других людей и восприятия социальной информации. Кроме того, прослеживаются патологические изменения в стволе мозга, где находится ретикулярная формация с «энергозарядными системами». При врожденной или приобретенной патологии центральной нервной системы дефект отдельной ее функции можно стимулировать через другие полноценные системы.

Обратим внимание, что аутический ребенок поверхностно не отличается от здоровых детей нарушением статокинетических функций: сидения, стояния, ходьбы, бега, захвата предметов, поисковых движений. Только при длительном наблюдении можно заметить: восприятие своих конечностей как средства достижения целей отсутствует, характерных для сверстников движений ребенок избегает. Можно увидеть, как аутический ребенок без определенного смысла и заинтересованности бьет палкой, толкает мяч, прокручивает обруч. Новые предметы он игнорирует изначально или после непродолжительного созерцания. Лазить по лестнице, прыгать на одной или двух ногах, рационально двигаться в разных направлениях, получать предметы из неудобных положений ребёнок если и может, то только спонтанно, а не контролируемо. В большинстве же случаев аутизма такие навыки вообще не сформированы. Сложные манипуляции, например с предметами, кажутся вообще невозможными. И с возрастом движения не совершенствуются. Что со временем еще больше ограничивает возможности человека, отдаляет его от общества. Приходим к выводу о недостаточном анализе внешних стимулов и отсутствии координации отдельных частей, синхронизации элементов в целое, свойственные центральной нервной системе при аутизме.

Понимание того, что аутизм — первазивное (сквозное) нарушение, обуславливает необходимость уделять серьезное внимание последовательной работе не только с когнитивной и эмоциональной сферами, но и с психомоторикой (регулятивной сферой). Это важно и в контексте целостного развития аутичного ребенка, и потому, что уровень тела — это основание психики, от состояния сформированности которого зависит функционирование высших психических процессов, становление самосознания и так называемого социального интеллекта.

При этом большинство коррекционных мероприятий, придуманных для аутистов, зачастую, направлены не на коррекцию развития, а на поддерживание отклонений в развитии, приспособление к ним. Когда аутистов неистово обучают отработке одних и тех же навыков, когда создают для них постоянные наглядные схемы-ориентации, то опираются на их склонность к стереотипии и неспособность ориентироваться в жизненных контекстах. Иными словами, для них создают костыли, на которые они все время должны опираться. Тем самым у них поддерживается и утверждается аутичность.

Необходимость нейро-подхода к коррекции развития лиц с аутизмом обусловлена тем, что многочисленные исследования свидетельсвуют о наличии нарушений у аутистов на кортикальном уровне. Так, например, идет речь о том, что у аутичных детей в коре ГМ происходит разбалансировка возбуждающее-тормозных нейросетей; нарушена функциональная связность нецелевой сети (default network). Теория слабой центральной связи предполагает также, что в основе аутизма — ослабленная способность к целостному восприятию.

Суть метода нейрокинезитерапии заключается в эффективном использовании возможностей информативно значимой обратной связи. Выстраивание механизма обратной связи делает человека способным с большей полнотой воспринимать окружающий мир, пробуждает доверие к людям, открывает доступ к пониманию самого себя. По аналогии с термином синергетики, мы хотим помочь людям с расстройствами аутистического спектра стать «открытой системой», способной к самоорганизации. Если система открыта — это значит, это значит, что в неё постоянно поступают потоки вещества, энергии, информации, а значит, что связь с окружающей средой налажена.

У абсолютного большинства аутичных детей после первых же занятий с применением приемов нейрокинезиотерапии появляются пластичность и более широкий спектр движений (используя выражение А. Лурия — новые «кинетические мелодии»), свидетельствующие о том, что происходит развитие чувства движения, владения собственным телом, свободы проявления в окружающем пространстве.

Нейрокинезиотерапия вызывает самые оптимистические прогнозы в контексте целостного развития детей с аутизмом как возможность «выстроить» их психическую структуру, наладить систему связей с окружающим миром и самим собою, вырваться из оков аутичности.