«Среди физических упражнений, обладающих всеми прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней…»
Дени Дидро, 1791

11111С древнейших времен, из записей Эскулапа, Гиппократа и других античных и поздних прославленных медиков известно благотворное влияние верховой езды и общения с лошадьми на здоровье человека. Серьёзные результаты отмечены при ЗПР, ДЦП, полиомиелите, аутизме, олигофрении, синдроме Дауна, шизофрении, сенсорных расстройствах.

Таких животных, как лошади, легче представить себе в движении, нежели спящих. В сознании эти образы всегда динамичны. Их движения ассоциируются с необычайной элегантностью и целеустремленностью. И если попытаться выразить интеллект через какую-либо форму движения, то это видимо, будут движения лошади, например, легенда о Пегасе. Даже простое наблюдение за непрерывной мускульной игрой тел этих животных вызывает неповторимые ощущения некоей гармонии, а вместе с этим особое кинестетическое чувство — эмоциональный порыв к движению.

ИППОТЕРАПИЯ И РАЗВИТИЕ МОЗГА

Хотя иппотерапия основана на принципах нейрофизиологии, ее уникальное воздействие не ограничено только развитием двигательной активности. Существует глубинное взаимодействие движения с мозгом и интеллектом человека. Нормальное развитие деятельности мозга, включая развитие двигательной активности, зависит от количества предлагаемых ребенку стимулов и преодолеваемых препятствий. Развивающее обучение движениям — основная предпосылка для становления и развития интеллекта. Постоянно растущее знание, получаемое в процессе сенсомоторного и психомоторного лечения, указывает на то, до какой степени движение во всех его аспектах есть универсальное средство.

img_0654Для ребенка с ДЦП верховая езда — это целый комплекс психологических переживаний. Поэтому первый этап иппотерапии начинается не с верховой езды, а со знакомства лошади и пациента на расстоянии. Даже обычное наблюдение за движениями лошади несет в себе терапевтическую составляющую. На следующем этапе используют сближающие приемы, такие как прикосновение и кормление. Прикасаясь к лошади, ребенок чувствует приятное тепло живого тела, пытается контролировать напряжение мышц руки. При этом ребенок учится мотивированному контролю над двигательным актом. Научившись подобным действиям, ребенок переносит это умение в социальную жизнь. Постепенно овладевая самыми простыми навыками общения с лошадью, ребенок начинает верить в свои способности и чувствовать свою индивидуальность.

ИППОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Активное участие в иппотерапевтической команде расширяет двигательное и эмоциональное пространство ребенка, становясь тем благоприятным фоном, который необходим для самоутверждения и способности к сотрудничеству. Дальнейшие успехи в верховой езде способствуют формированию личности: умению критически оценивать свои действия, развитию эмоционально-волевой сферы. Коммуникативные навыки расширяются, совершенствуются навыки общения. Все это содействует изменениям и в социально-психологическом статусе ребенка с ограниченными способностями, его самооценка повышается, нарастает мотивация к реабилитационному процессу.

Положительные эмоции с уроков верховой езды переносятся также и в повседневную жизнь. Ребенок учится сосредоточивать свое внимание на поставленной задаче, анализировать ситуацию, быть уверенным в себе и своих силах. Именно поэтому иппотерапию можно рассматривать как один из методов лечения, направленных на формирование мотивации – желание самостоятельно стоять и ходить, что у многих детей ослаблено или отсутствует. Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от чувства зависимости к новому ощущению – ощущению человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону.

Чуткость к движениям лошади тренирует реакции, умение управлять ею дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми ребенок взаимодействует. Приобретённые в процессе иппотерапии физические, коммуникативные и прочие навыки помогают ребенку адаптироваться к полноценной повседневной жизни.

В силу перечисленных возможностей, иппотерапия создает поистине уникальную, комплексно воздействующую на пациента лечебную и развивающую среду. Помимо коррекции пространственных представлений, занятия иппотерапией способствуют получению ребенком нового чувственного опыта, что дает много возможностей для коррекции таких компонентов когнитивной регуляции, как восприятие, внимание и память.

Мы обращаем внимание ребенка не только на количественные, но и на качественные характеристики тела лошади, его окраску, размеры и температуру (теплое), тактильные ощущения от поглаживания лошади, ритм ее шагов, стук копыт, движение плеч. Обобщение этого чувственного опыта и сравнение его с имеющимся, приводит к развитию мыслительных процессов (способности к обобщению, анализу и синтезу информации)

ПОКАЗАНИЯ ИППОТЕРАПИИ

Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:

  • детский церебральный паралич;img_8499
  • нарушения со спастическими и гипотоническими атаксическими компонентами, наряду с нарушениями правильной двигательной активности туловища, головы, рук и ног;
  • нарушения двигательной сферы в результате вялых параличей, полиомиелита;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата, сколиозы 1-2 степени, остеохондроз;
  • рассеянный склероз;
  • психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении, афазия, задержка психического развития;
  • умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;
  • прекрасно поддаются реабилитации с помощью ЛВЕ болезни, которые традиционно принято относить к так называемым «болезням регуляции»: желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания, в том числе постинфарктные состояния (с середины 3-го тренирующего этапа 2-й фазы физической реабилитации), артериальная гипертензия 1 и 2 степеней;
  • грыжи, если не беспокоят клинические признаки;
  • потеря зрения, потеря слуха;
  • эпилепсия (при редких припадках);
  • отсутствие конечностей;
  • координация туловища в положении сидя верхом на лошади при ее движении вперед оказывает реабилитационное воздействие на походку пациента;
  • различные нарушения социальной адаптации;
  • послеоперационная реабилитация. Особенно эффективной и действенной иппотерапия оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими детским церебральным параличом.

Наблюдаемые терапевтические эффекты напрямую связаны с уникальным свойством иппотерапии одновременно оказывать положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу человека.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЙ

Несомненным положительным аспектом данного реабилитационного метода является комплексное сочетание различных терапевтических воздействий:

  • рефлекторное стимулирующее воздействие на все органы чувств,
  • лечебная физическая культура, массаж,
  • общее закаливание организма,
  • психотерапевтическое воздействие.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИППОТЕРАПИИ ПРИ ДЦП НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • img_0418формирование новых двигательных навыков,
  • увеличение амплитуды движений в суставах,
  • уменьшение спастичности мышц,
  • профилактика подвывиха бедра,
  • предупреждение контрактур в суставах,
  • формирование тонкой моторики рук и ног,
  • улучшение равновесия и координации движений,
  • уменьшение выраженности гиперкинетического синдрома.
  • Лошадь заставляет «работать» практически все группы мышц сидящего на ней ребёнка, в том числе и парализованные мышцы, в результате чего они получают нагрузку, укрепляются, исчезает или уменьшается мышечная атрофия.

Езда на лошади позволяет неходячим детям пережить опыт «прямохождения». При регулярных занятиях, во-первых, начинают работать и укрепляются мышцы, необходимые для ходьбы, во-вторых, в коре головного мозга формируется стереотип «прямохождения». Тело и мозг ребенка готовятся к тому, чтобы сделать первый самостоятельный шаг. Научившись балансировать на лошади, ребенок постепенно переносит этот навык в обычную жизнь и более уверенно чувствует себя на земле.

Положительное влияние иппотерапии и на сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную системы проявляется уменьшением количества, продолжительности и тяжести простудных заболеваний, повышением устойчивость к физическим нагрузкам.

Иппотерапия оказывает влияние и на высшую нервную деятельность:

  • Стимулируется мотивационно-познавательная деятельность. В результате этого ребёнок приобретает навыки бытового самообслуживания.
  • Снижается излишняя эмоциональная лабильность, повышается психическая активность, мобилизуется волевая деятельность.
  • Нормализуются и улучшаются эмоционально-поведенческие реакции: повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, уменьшение страхов, агрессивности, замкнутости.
  • Стимулируется развитие речи, обучаемости и внимания.
  • Формируются новые коммуникативные навыки, расширяется круг общения.
  • Верховая езда вызывает у ребёнка много положительных эмоций, ощущений и переживаний, улучшается настроение.

Несомненна и социальная значимость данного реабилитационного метода — благодаря интересу к занятиям верховой ездой, у ребёнка появляется надежда на реальную возможность существенного улучшения самочувствия. Верховая езда обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок с ограниченными физическими возможностями способен передвигаться на мощном животном, управлять им.

Живое тепло лошади, тот эмоциональный настрой, который испытывает пациент, общаясь с животным, не сможет дать ни один тренажер.

Многолетний опыт применения иппотерапии в ряде зарубежных стран показывает, что вне зависимости от степени выраженности двигательных расстройств, каждый пациент ощущает значительное улучшение своего состояния и это – без побочных действий на организм, которые всегда присутствуют при приеме медикаментов.

ПРИНЦИПЫ ИППОТЕРАПИИ

  • Принцип безопасности: такая организация и методика проведения занятий, при которой максимально снижается риск травмирования;
  • Принцип максимально оздоровительного эффекта;
  • Принцип индивидуализации в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания, возраста;
  • Принцип непрерывности, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма;
  • Достаточная длительность применения иппотерапии, поскольку восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий;
  • Принцип динамизации, то есть постепенного наращивания нагрузки. Умеренная, но продолжительная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная;
  • Разнообразие и новизна в проведении занятий: 10% упражнений обновляются, а 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов;
  • Принцип системного чередования нагрузки и отдыха. Кроме того, необходим постоянный врачебный контроль за адекватностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости

МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИППОТЕРАПИИ НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ДЦП

img_9414Иппотерапия обладает комплексным воздействием на организм, положительно влияя на физическое и психическое развитие ребенка с ДЦП. Она основана на использовании функции движения, которая имеет для человека не только биологическое, психологическое, но и социальное значение. По сравнению с традиционным восстановительным лечением, иппотерапия имеет дополнительные преимущества.

Занятия верховой ездой способствуют созданию у детей новых условных рефлексов, редукции тонических рефлексов, развитию равновесия, совершенствуют координацию движений. У детей с ДЦП иппотерапия компенсирует ограниченность двигательной активности и накапливающийся вследствие этого дефицит афферентной импульсации (сигналы от клеток мышц и тканей всего тела в ЦНС). По данным проведенных исследований, иппотерапия способствует снижению спазма мышц, увеличению объема движений в суставах, укрепляет мышцы спины, живота и конечностей.

ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИППОТЕРАПИИ НА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНУЮ И ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМЫ

Именно с помощью иппотерапии достигается оптимальная согласованность всадника с движениями лошади, которая во многом идентична походке здорового человека. Идущая лошадь передаёт всаднику более ста колебательных импульсов в минуту. При иппотерапии появляется возможность многократного повторения движений, что создает условия для формирования и закрепления навыков. В ходе занятий у ребенка вырабатывается умение держаться в седле, что является интуитивным чувством резонансного ритма движения. Область таза всадника, воспринимая разнонаправленные колебательные движения лошади, перемещается в такт движениям животного. Правильное положение таза пациента способствует настраиванию на индивидуальную частоту живого существа, таким образом, лошадь становится естественным генератором двигательных резонансных импульсов. Эти компоненты тесно связаны с автоматическими двигательными реакциями тела человека в трех плоскостях: сагиттальной (статика — динамика), фронтальной (смещение центра тяжести), горизонтальной (ротация). У всадника это вызывает ответные мышечные вибрации, которые могут многократно усиливаться. Результатом такого отклика является глобальный поток афферентных импульсов, поступающих в мозг ребенка от его собственных мышц.

Регулярные занятия способствуют адаптации организма к физическим нагрузкам. Помимо центральной нервной системы, в процессе адаптации большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталамо-гипофизарная системы (гуморальная регуляция). Кроме того, при иппотерапии увеличивается максимальная производительная сила даже бездействующих мышц, то есть имеется эффект «переноса» тренировочных влияний. В работу включаются мышцы, которые у человека бездействуют, даже не будучи пораженными. Всё это формирует положительный динамический стереотип, который ребенок с ДЦП переносит из верховой езды в жизнь.

img_9305В процессе иппотерапии наступает естественная нейромоторная интеграция образа тела, улучшается подвижность таза и плеч, происходит нормализация тонуса мышц спины и живота. Кинетика верховой езды такова, что позиция «всадник» в значительной мере способствует устранению аддукторного спазма (улучшение разведения нижних конечностей), снижению спастичности, профилактике подвывихов бёдер, а также совершенствованию механизмов удержания позы. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные 12 мышцы ног всадника, усиливается кровоток в конечностях. Известно, что положительное действие иппотерапии усиливается еще тем, что нормальная температура тела лошади выше человеческой на 1,5–2 градуса.

Усиливая двигательную активность в процессе реабилитации, мы также добиваемся согласованности действия дыхательных мышц. При езде на лошади в правильном положении и дополнительных упражнениях на лошади, у ребёнка разрабатывается диафрагма. В свою очередь физиологически правильно сформированая диафрагма позволяет развивать речевое дыхание. Вследствии, выдох становится в шесть раз длиннее вдоха, ребёнок лучше выговаривает звуки и слова, может произносить больше звуков на одном вдохе, произносит слова и фразы.


ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

В каждом конкретном случае вопрос о показаниях и противопоказаниях к занятиям иппотерпией для каждого пациента решается врачом индивидуально. Абсолютные медицинские противопоказания для использования метода иппотерапии весьма ограниченны:

  • несовершенный остеогенез, болезнь Лобштайна-Фролика, остеопороз, повышенная ломкость костей;
  • гемофилия;
  • все острые инфекционные заболевания;
  • хронические заболевания в остром периоде и в стадии обострения;
  • некоторые травматические и воспалительные поражения тазобедренных суставов, подвывих и вывих бёдер;
  • серьёзные травматические повреждения в шейном и поясничном (нижняя треть) отделах позвоночника.

Относительными противопоказаниями являются:

  • сахарный диабет;
    • можно заниматься ЛВЕ (лечебная верховая езда) при условии содержания сахара в крови на нормальном уровне;
  • пароксизмальные состояния неэпилептического генеза;
  • хронические гломеруло- и пиелонефриты;
  • посттравматические повреждения позвоночника, особенно в шейном и поясничном отделах — в отдельных случаях можно ездить, но только шагом, (при большом опыте верховой езды немного рыси, только облегчённой) и со всеми предосторожностями;
  • беспричинные, необъяснимые, постоянно возникающие при посадке на лошадь болевые ощущения у пациента. Если с помощью психолога удаётся снизить или избавиться от этих ощущений, улучшить настроение пациента, можно осторожно продолжить занятия ЛВЕ, не форсируя их и не допуская переутомления;
  • высыпания или различного рода воспалительные процессы в местах соприкосновения всадника с седлом или со спиной лошади. Заниматься можно только при условии полного излечения, используя в дальнейшем мягкую подстилку (овечью шкурку) на седло или на спину лошади.

Кроме противопоказаний существуют предосторожности или предостережения, о которых врач обязательно сообщает инструктору по ЛВЕ. Эти индивидуальные предписания врачей, предназначенные для отдельных пациентов: некоторым пациентам перед занятиями необходимо опорожнить мочевой пузырь, другим противопоказаны упражнения с опусканием головы, третьи нуждаются в мягкой подстилке из-за чувствительной и ранимой кожи и т.д.